Интервью с Томашем З., задержанным полицией Чешской Республики в ходе операции «Феникс».

Thanks to our comrades from Russia, we have received several translations to Russian. This makes it possible for us to reach people who do not understand Czech and that makes this international solidarity network much stronger. We are grateful for any help with translations. Thank you very much.

durand-web1

Интервью с Томашем З., задержанным полицией Чешской Республики в ходе операции «Феникс».

Можете рассказать, как проходило ваше задержание?
По-моему, четверо полицейских в гражданском пришли за мной в квартиру моей подруги, на что, я думаю, не имели право. Надели наручники и повезли меня к моему дому. Полицейских было не менее десяти, потому что уезжали мы оттуда уже на трех автомобилях. Возле дома ожидали три фургона со спецназом, вооруженным автоматическим оружием. На участке, который арендую, показали постановление суда об осмотре жилища и близлежащих помещений. После этого начали осмотр, искали возможные взрывчатые вещества, оружие и материалы, связанные с анархо-сценой. Ничего подобного у меня не нашли, потому что у меня такого нет и не было. Затем занялись всевозможными электронными носителями информации. Обнаружили флешку, камеру, ноутбук и сим-карты, которые пришлось «добровольно» выдать, потому что мне сказали, что если бы не захотел отдавать сам, отобрали бы, поэтому сопротивляться в тот момент не было смысла. Во время обыска с ними взаимодействовал, поскольку с таковым соотношением сил ничего другого не оставалось. У них была собака-сапер, которая искала взрывчатку. Всего обыск продолжался несколько часов, и ничего незаконного они не обнаружили.

Действия, которые описываете, полиция проводила из-за Вас?
Да, только из-за меня. Предположительно, мое задержание обошлось в десятки тысяч крон (1 крона ≈ 2 рубля). По документам, которые я получил после обыска, получалось, что в операции приняли участие 24 спецназовца, а всего было около 40 полицейских, и все это из-за одного человека.

Ваше задержание произошло в тот же день, что и действия против других жертв операции «Феникс»?
Во время обыска я об этом ничего не знал. Когда услышал, как один полицейский сказал своему коллеге: «Мы уже на Чешском телевидении», понял, что это скорее всего часть большой операции. После обыска меня отвезли в Прагу. На время перевозки руки привязали к туловищу, чтобы не мог шевелиться, выглядел как Ганнибал Лектор из «Молчания ягнят». В Праге у меня взяли образцы ДНК, отпечатки пальцев и сфотографировали. Потом меня повели на допрос, где пытались принудить свидетельствовать против себя, протокол допроса я отказался подписывать.

Неофициальный допрос закончился около полуночи. Задержали меня в одиннадцатом часу утра, т.е. все это продолжалось достаточно долго, естественно, я был уставшим и голодным, поскольку все, что съел за весь день, были 8 рогаликов. В протоколе указал, что буду отвечать только после консультации с юристом, и это подписал. Потом меня отвезли на период предварительного заключения в (тюрьму) Панкрац, выдали робу, и я пошел спать. В 8 утра меня отвезли в Збраслав, где отобрали образцы запахов, затем снова на Бартоломнейскую улицу, где проходили допросы. Там находился в комнате, полной пакетов с конфискованными вещами, с тремя мусорами, которые сразу перешли на «ты». Когда наконец поняли, что отвечать я собираюсь только после консультации с юристом, вернули мне личные вещи: документы, бумажник и деньги, и сказали, что теперь могу как-нибудь самостоятельно добираться до дома, что в моем случае – примерно 250 км. Меня отпустили без обвинения или какого-либо извинения. Флешки, симки, телефон, ноутбук и камеру оставили у себя. Это вещи, которые я использую для работы, поэтому мне значительно усложнили работу и учебу. С тех пор полиция не уведомляла о том, когда вернет вещи и вернет ли вообще.

У Вас есть пояснения, почему именно Вы попали в поле зрения полиции?
Я был одним из тех, кто сотрудничал в сети с GreenAction, информационным порталом, посвященным эко-активизму, который уже несколько месяцев не функционирует. По стечению обстоятельств на сайте появилось заявление о поджоге полицейского автомобиля. Подозреваю, что тогда кто-то прислал заявление на мэйл редакции, и его просто опубликовали. Перед самим текстом был комментарий, в котором было высказано мнение об акции, а примерно через две недели был опубликован текст, в котором администрация сайта дистанцировалась от акции. Также на сайте всегда было предупреждение, что мнение редакции может не совпадать со мнением авторов материалов, которые публикуются для ознакомления.

В конечном счете Вас ни в чем не обвинили?
Меня хотели обвинить в том, что я член «революционных ячеек». В своих материалах подробно описывали, что я активный член какого-то коллективного органа и являюсь частью командования этой организации, которая планирует и утверждает единичные атаки. Так было написано в ордере на обыск жилища. Также было написано, что я являюсь подозреваемым в нападении на полицейский автомобиль, которое произошло в январе 2014 г. в Литвинове. В этом случае полиция должна была давать заведомо ложную информацию прокуратуре, поскольку несколько человек могли подтвердить, что меня в это время не было на территории Чешской Республики. Я долгое время находился в Великобритании, и непосредственно во время допроса у одного из полицаев была распечатка сообщений из моей электронной почты, из которой было ясно, что машину я не поджигал и проверить это достаточно просто. И при этом основанием для обыска было то, что они могут найти предметы, связанные с тем случаем. Полиция подала прокурору выборочную и лживую информацию для того, чтобы вообще провести против меня какие-либо действия.

Как вообще возможно, чтобы суд округа Прага-5 позволил прокуратуре выдать ордер на обыск?
Исходили просто из той информации, которую предоставила полиция, так что действительным судьей в моем случае был некий полицейский.

Из того, что Вы говорите, выходит, что полиция связала Вас с тем случаем только из-за того, что на сайте GreenAction, с которым Вы сотрудничали, появилось одно заявление, от которого к тому же редакция сайта дистанцировалась. То же заявление было опубликовано и на ряде других ресурсов.
Думаю, что то заявление распространило не менее пяти сайтов, и скорее всего полиция просто пришла к тем людям, кто сотрудничал с этими сайтами, кого смогла вычислить. Я просто был из тех, кого оказалось легко найти. Как-то слишком заметен я оказался.

Вы как-то связаны с другими задержанными в ходе операции «Феникс»?
Я не знаю личностей всех задержанных. О существовании тех, кто обвинен в планировании террористического акта, понятия не имел. Кроме того, что есть сайт VAP (Voice of Anarchopacifism), но тех людей абсолютно не знаю.

Какая еще информация относительно Вас была в материалах полиции республики?
Полиция приводит различную выдуманную информацию. Например, утверждает, что я живу в сквоте, это абсолютная глупость. Я живу в доме, который легально снимаю, и проверить эту информацию весьма просто. Еще пишут, что я «член безымянной милитаризованной группы, действующей в Оломоуцком крае». Все эти выдумки послужили основанием для обыска.

В данном случае Ваша совесть чиста?
Я пририсовывал политикам на билбордах рожки, чтобы поддержать Романа Сметану. Участвовал в акциях «садовой геррильи» и рисовал ночью велодорожку на проезжей части. Через полтора года велодорожка почти легализована, потому что полиция уже не останавливает и не штрафует в том месте велосипедистов. Это все подавалось под видом действий «сказочных существ», которые пытаются улучшить жизнь в городе с помощью позитивных прямых действий. А теперь выходит, что я лидер группировки «клуб сказочных существ».

Подобные инициативы теперь полиция готова выдавать за террористический заговор?
Вероятно, да.

Как Вы, исходя из личного опыта, воспринимаете всю эту операцию против левого экстремизма?
По мне, вся операция сводится к аресту случайных людей, чтобы попытаться найти какую-то информацию, при этом без колебаний ограничить в правах большое количество людей. К тому же людей, которые ничего не знают, как в моем случае. Я понятия не имею, кто стоит за сетью «революционных ячеек».

В ваших глазах действия полиции потеряли легитимность?
Операция «Феникс» – просто разбрасывание денег налогоплательщиков. По информации полиции все началось с поджога полицейского автомобиля, т.е. убыток порядка десяток тысяч крон. Вместе с тем, полиция тратит сотни тысяч, если не миллионы, крон на слежку за несколькими администраторами сайтов. Исходя из того, что мне говорили на допросах, выходило, что следили за мной не менее 10 месяцев, что, безусловно, было делом недешевым. Полиция подобными действиями теряет доверие и как раз расширяет круг тех, кто им потом в отместку будет поджигать машины, потому что не сможет по-другому добиться справедливости и дождаться извинений. Думаю, что так спираль новых пожогов и массовых арестов невиновных будет раскручиваться дальше.

Как Вы смотрите на наиболее серьезные обвинения по этому делу в предстоящем нападении на поезд с военной техникой или автомобилями?
В материале полиции, который мне предоставили, было написано, что эта группа должна была предполагаемую террористическую атаку провести еще в октябре или ноябре прошлого года. Однако никакой атаки не произошло, и было написано, что полиция должна была ее предотвратить. Только через несколько месяцев после того, как должна была произойти «планируемая террористическая атака», полиция начинает крупную операцию и обвиняет несколько человек в ее планировании. Выглядит так, будто полиция попыталась хоть как-то использовать полгода старой прослушки и кого-нибудь обвинить, когда ничего не смогла найти. Должны были хоть как-то оправдать перед общественностью свое вмешательство.

Из средств массовой информации выходит, что полиция, наоборот, предотвратила террористическую деятельность. В Брно даже обнаружили некое взрывчатое вещество, что способствовало утверждению, якобы без полицейской операции мог произойти теракт…
Эти обвинения мне кажутся абсурдными, и я бы очень удивился, если бы какой-либо суд кого-либо по этому делу осудил. Например, если бы кто-либо был бы обвинен в том, что не воспрепятствовал нападению. Можно сравнить с ситуацией, как если бы при мне кто-то закричал, что собирается дать по морде Калоусеку (чешский политик), а я это слышал и не донес в полицию.

Думаете, и другие обвинения ни на чем не основаны?
Естественно, не могу знать наверняка. Исхожу из того, что читал в ордере на обыск и небольшого количества правдивых обрывков из СМИ. Подрыв не был осуществлен, но о нем якобы говорили на конспиративной квартире подозреваемого. Почему тогда полиция не задержала подозреваемых в октябре либо в ноябре прошлого года, когда должен был произойти теракт, вместо этого ждала полгода? Сдается мне, это дело очень притянуто, хотя, конечно, не могу знать всего, из чего исходит полиция, и судить полностью объективно.

Что думаете по поводу сроков событий? Вскоре после этого полиция разогнала демонстрантов в Брно, блокировавших марш неонацистов, а через несколько дней провела крупную операцию по выселению сквота «Цибулка».
В докладе об экстремизме МВД утверждает, что левый экстремизм на подъеме, в то время как правый переживает спад. Возможно, так они хотят нанести превентивный удар по анархистскому движению и регулировать развитие соотношения сторон. Вспоминаются австрийские борцы за права животных, которых в течение длительного времени продержали в заключении, а затем освободили без предъявления обвинений, при этом у них изъяли все материалы, дабы воспрепятствовать их дальнейшей деятельности. Примерно так же действовала чешская полиция около четырех лет назад в отношении неонацистской сцены. Был ряд дел по расово мотивированным преступлениям, но обвинялись люди за расклейку наклеек «Национального сопротивления» либо за призывы в Интернете. Хоть я и из тех людей, кто стал бы защищать неонацистов в последнюю очередь.

Почему Вы решили, что за Вами следили с июня 2014 г.?
В это время в СМИ упоминалось, что отдел по борьбе с организованной преступностью занялся случаями прямых действий на меховых фермах и против полицейских машин. На тот момент ресурс GreenAction распространил заявление по некоторым из тех акций, и я был одним из самых активных редакторов сайта. Мне казалось, что за людьми, которые распространяют в сети подобную информацию, придут, потому что в мейнстримных СМИ, как всегда, подобной информации не появлялось. Было ясно, что полиция попытается найти след, ведущий к участникам этих прямых действий, и будут следить за мной, хоть я никогда не был связан ни с кем, кто проводил эти акции. Благодаря цифровым технологиям и их доступности репрессивным органам, сегодня следить за человеком достаточно легко. Это подтвердили на допросе. Полиция знала многое о моих предпочтениях и интимных связях. Различные детали моей личной жизни знал не только полицейский, который меня допрашивал, а несколько полицейских, с которыми я общался. Должны были следить за моей почтой и телефонными переговорами. Один из полицейских даже сказал, что видел меня на одном из фестивалей.
У полиции сейчас неограниченные ресурсы для слежки. Теперь они обратились к правительству, чтобы увеличить свой бюджет на десять миллиардов, чтобы иметь возможность нанять еще четыре тысячи человек. У полиции несоразмерно большие правовые возможности и финансовые ресурсы. Если им нужно разрешение суда – сообщают ложную информацию, как в моем случае. Полицейская власть просто неприемлемо велика.

У Вас есть возможность как-либо защититься от действий полиции?
Не знаю. Я написал в Лигу защиты прав человека и омбудсмену. Не знаю, заинтересует ли, но у меня нет средств оплатить работу юриста, с чьей помощью я мог бы как-то защищаться эффективно и добиться хотя бы извинений, возврата вещей и оплаты расходов, которые возникли у меня в результате действий полиции.

Думаете, что вся полицейская концепция террористической группы «Сеть революционных ячеек» сможет устоять? Что кто-либо из обвиняемых предстанет перед судом?
Если прикинуть, что из одиннадцати задержанных обвинено шесть, значит, пятеро было задержано ошибочно. Те шестеро обвиняются в том, чего не произошло. Человек, задержанный в Брно, был обвинен в незаконном хранении оружия, но не в терроризме, т.е. скорее всего не планировал террористическую атаку вместе с теми людьми из Праги. Выходит, что те пять человек стали жертвами вооруженного нападения, их похитила и ограбила террористическая группа под названием «отдел по борьбе с организованной преступностью».